Как выбрать задвижку

Выбрать трубопроводную арматуру

Подход к выбору задвижек для той или иной трубопроводной системы или технологического агрегата вытекает из общей методологии выбора трубопроводной арматуры. Он начинается с того момента, когда по эксплуатационным соображениям возникла необходимость использования в технологической схеме трубопроводной арматуры, отнесенной к классу запорной.

При выборе класса запорной арматуры (задвижка, клапан, кран) стоит руководствоваться следующими положениями (Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов ПБ-03-108-96).

  • Задвижка — это основной вид запорной арматуры для трубопроводов с условным диаметром от 50 мм, с   минимальным сопротивлением по гидравлике, уплотнением затвора повышенной надёжности, относительно низкой строительной длиной и возможностью направления движения среды в обе стороны.
  • Вентили (клапаны) следует использовать для диаметров трубопроводов  до 50 мм, а выше они применимы при условиях,  когда гидравлика не учитывается как важный параметр.
  • Краны используются если по разным причинам задвижки или клапаны  не подходят.
  • Запорная арматура не должна применяться как регулирующая.

 

Способы выбора задвижки

 

  1. Уточняются назначение, условия работы запорной арматуры, свойства рабочей среды, ее энергетические характеристики — температура, давление, скорость потока, условия и технология очистки трубопровода. Анализируются и систематизируются эксплуатационные ситуации, выделяются и обобщаются наиболее существенные.
  2. Устанавливаются требования к базовым показателям качества, предлагая выполнение технических регламентов, рекомендаций стандартов, условий эффективной эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов. Для задвижек базовыми показателями качества являются: герметичность затвора, фланцевых соединений, сальника, совокупность показателей надежности, безопасности, стоимости. При этом необходимо учитывать, что стоимость и качество — два «антагонистических» показателя. Низкая цена задвижки, как правило, свидетельствует о невысоком ее качестве, а высокая ее стоимость не гарантирует высокое качество.
  3. Выбирается материал корпусных деталей. Для задвижек таковыми являются корпус, крышка, затвор (клин). Этими материалами могут быть: чугун, углеродистая, легированная, коррозионно-стойкая, жаропрочная стали, титановые сплавы, бронза, латунь и т.д.
  4. Определяется условный диаметр прохода магистральных фланцев или присоединительных патрубков, определяющих тип соединения с технологическим трубопроводом.
  5. Принимается решение о выборе способа управления задвижками — ручной, механизированный или автоматизированный. На основе этого выбираются приводные устройства: ручной, механизированный с редуктором, автоматизированный с пневмоприводом, гидроприводом, электроприводом, электромагнитным приводом или приводом, управляемым дистанционно.
  6. Осуществляется уточнение массовых и габаритных характеристик задвижек, которые должны учитывать возможности расположения задвижек в трубопроводной системе, технологию монтажа и демонтажа, технологического обслуживания и ремонтов, пропускную способность проточной части корпусов задвижек, ее гидравлическое сопротивление.
  7. Проводится многопараметрическая оптимизация свойств задвижек и многочисленных ограничений, вытекающих из предыдущих этапов. Результатом этой оптимизации, как правило, построенной по упрощенной схеме, является уточнение типа задвижек, конструктивное исполнение, классификационная индексация (ЦКБА, СЕИР и др.), строительная длина, высота, тип и размеры соединительных элементов с трубопроводом, приводные устройства и т.д.
  8. Делается окончательное заключение о всей номенклатуре задвижек, которыми должна комплектоваться трубопроводная система технологической установки или агрегата. Весь ассортимент используемых задвижек делится на две группы. В первую группу включены задвижки, выпускаемые серийно специализированными предприятиями и удовлетворяющие по совокупности показателей эксплуатационным условиям. Во вторую группу включаются задвижки, которые требуют новых проектных решений и последующего изготовления.