Характерной чертой современного развития общества являются быстрые, все ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса. Огромные достижения науки и техники, появление и развитие их новых отраслей обеспечивают возможность постоянного совершенствования разрабатываемых и изготовляемых изделий, неуклонного повышения всех их технических характеристик. Непрерывно растут показатели мощности, скорости, точности и других важнейших свойств современных технических устройств и сооружений.
Требования.
К каждому станку предъявляются требования точности обработки изготовляемых деталей и чистоты их поверхности при высокой производительности работы. Требования к точности непрерывно растут. Когда-то Ползунов, проверял зазоры екатерининским пятаком, делая первую паровую машину, толщина которого составляла 6 миллиметров. Современные станки обрабатывают детали с точностью до микрона и даже долей микрона. К примеру, точность геометрических форм отверстий и валов часто бывает в пределах 0,5—2 микрон, а неконцентричность, неперпендикулярность и непараллельность поверхностей ряда деталей соблюдается в пределах 0,6—3 микрон.
Быстро совершенствуются и остальные характеристики современных станков, других обрабатывающих устройств равно как и трубопроводной арматуры, в частности стальных задвижек. Однако даже самые совершенные начальные технические характеристики станка — это необходимое, но еще недостаточное условие его высокого качества.
Действительно, все начальные, номинальные параметры станка показывают по существу лишь его технические возможности. Эти возможности могут быть использованы лишь в процессе эксплуатации, в ходе его работы. Следовательно, любой станок должен иметь не только высокие начальные характеристики, но и обладать способностью сохранять их в течение всей эксплуатации (поэтому такие характеристики и называются эксплуатационными).
Способность любого изделия сохранять характеристики в процессе использования во времени и определяется его надежностью.
Так же требованием, является точность обработки изготовляемых деталей (задвижек и клапанов). Многие станки, выпускаемые нашими заводами, обладают исключительно высокой точностью. Так, например, станки-автоматы продольно-фасонного сечения, изготовленные несколько лет тому назад станкостроительным объединением им. Свердлова по заказу Первого часового завода, не уступали по своей точности лучшим мировым образцам, в частности, аналогичным станкам известной швейцарской фирмы «Торнас». Но в ходе эксплуатации этих станков выяснилось, что если станки фирмы «Торнас» теряют за два года трехсменной работы только 2 микрона точности, наши станки уже через год снижали точность вдвое.
Наша промышленность выпускает сейчас много видов оборудования, которые не только не уступает лучшим зарубежным образцам, но часто и превосходят их. Убедительным доказательством этому являются высокие премии, присужденные многим нашим разработкам на различных международных выставках. Но наряду с этим наше оборудование иногда уступает заграничному по своей надежности. «По данным Оргстанкинпрома время, в течение которого отечественное оборудование сохраняет точность на чистовых операциях, не превышает 60% от аналогичного параметра заграничного оборудования».
Многие технические характеристики изделия бывают не связаны друг с другом, часто не зависят одна от другой. Например, станок может обладать высокой степенью автоматизации, большой производительностью, но иметь низкую точность; автомобиль может иметь высокую скорость, хорошую проходимость, но в то же время чрезмерно большой расход горючего и т. д.
В отличие от этого надежность связана со всеми остальными свойствами изделия, она характеризует проявление всех показателей качества машины в процессе ее эксплуатации. Действительно, если станок обладает низкой надежностью, часто выходит из строя и больше находится в ремонте, чем в работе, ни его высокая точность, ни большая производительность, как и ни один из любых других показателей его качества, не могут быть практически эффективно использованы.
Следовательно, надежность — это комплексное свойство, обусловливающие качество любого технического продукта, любой машины, арматуры, аппарата, прибора. По мере развития и совершенствования техники, усложнения и повышения ответственности выполняемых ею функций значение ее надежности все более возрастает. Это вполне естественно и закономерно.
Характеристики.
Мы говорили, что надежность характеризует способность изделия выполнять свое назначение, сохраняя в процессе эксплуатации свои начальные технические характеристики в заданных пределах. Чем выше и совершеннее технические характеристики изделия, тем большее значение приобретает их сохранение в процессе эксплуатации, чем ответственней функции, возлагаемые на данное изделие, тем важнее становится обеспечение их нормального выполнения.
Еще недавно основным орудием труда в промышленности были простые, малосовершенные ручные станки. Их технические характеристики были низки, производительность мала, и поэтому убытки, вызываемые выходом из строя такого станка, были обычно сравнительно невелики. Сейчас быстрыми темпами осуществляется автоматизация производства. Автоматизируются не только отдельные станки и технологические операции, но и целые цехи и даже предприятия, широко осуществляется комплексная автоматизация производства. Создаются сложнейшие автоматические линии, состоящие из сотен различных станков, механизмов, агрегатов. Нужно ли говорить, к каким огромным потерям может приводить каждая вынужденная остановка такой линии, происходящая из-за ее недостаточной надежности.
Возьмем средства транспорта. Еще в прошлом веке основным средством передвижения был конный транспорт. Если в пути ломалась телега или тарантас, едущие на них два-три человека в худшем случае отделывались простыми ушибами. Сейчас к нашим услугам высокоскоростные, комфортабельные воздушные лайнеры, способные вмещать сотни пассажиров. Их преимущества очевидны каждому. Но зато во сколько же раз возрастает значение их надежности, как дорого может обойтись любое пренебрежение ею, могущее привести к аварии такого самолета.
Применительно к военной технике, в книге С. Р. Калабро:
«Оружие в прежнее время было сравнительно простым. Сабля состояла в основном из одного куска закаленной стали, если она и ломалась в сражении, то это отражалось только на славе одного воина. Но если в наши дни в нужный момент откажет управляемый снаряд, неудача может повлиять на исход всего боя …»
Однако с ускорением технического прогресса, с развитием и совершенствованием техники растет не только значение надежности, растет и трудность ее обеспечения. Надежность любого технического устройства зависит, как мы увидим далее, не только от качества используемых в нем узлов и деталей, но и от их количества. Чтобы не делать в последующем каждый раз соответствующей оговорки, условимся, что все вопросы в данной брошюре будут рассматриваться применительно только к последовательному соединению узлов и деталей, как наиболее часто встречающемуся на практике.
Виды соединений.
С точки зрения надежности рассматриваются два вида соединения элементов—последовательное и параллельное.
- Последовательным называется такое соединение, при котором отказ хотя бы одного элемента приводит к нарушению работоспособности всего устройства. Например, все радиолампы в приемнике с точки зрения надежности можно считать соединенными последовательно. Обычно достаточно бывает хотя бы одной из них выйти из строя, чтобы приемник перестал работать. Соединенными последовательно можно считать и все приводы станков. Если, например, в коробке скоростей станка выйдет из строя любая шестерня, подшипник, муфта, рычаг управления и т. д., то вся коробка перестанет функционировать.
- Параллельным называется такое соединение, при котором устройство выйдет из строя только после отказа всех параллельно соединенных (дублирующих) элементов. Можно было бы привести много наглядных примеров параллельного соединения: применение резервных источников питания на крупных электростанциях, использование нескольких двигателей на современных самолетах, позволяющее не только увеличить их суммарную мощность, но и продолжать полет в случае отказа одного из двигателей и т. д.
Применение параллельного соединения, или, как говорят, резервирования, является одним из важных средств повышения надежности изделий, однако имеет и свои недостатки Рассмотрению различных видов резервирования и способов их применения посвящено много специальных работ.
Значение надежности.
Многим памятна беспрецедентная авария в системе электроснабжения, происшедшая в США в ноябре 1965 года. В течение 10 часов огромная территория страны с населением почти 40 миллионов человек оставалась без света. Остановились поезда, замерло движение городского транспорта, перестала работать связь. Что же послужило причиной аварии? Согласно появившимся в печати сведениям, причиной этой небывалой аварии явилась поломка реле на распределительном щите гидроэлектростанции «Сэр Бэк Плант № 2», входящей в Ниагарский комплекс. Так, ненадежность одного реле привела к тому, что в течение 10 часов лихорадило огромную страну!
До сравнительно недавнего времени надежность в большинстве случаев была лишь молчаливо подразумеваемым, но не поддающимся количественному расчету параметром технических изделий. Конструктор и технолог, создавая новые машины, аппараты, приборы, конечно, думали и о их надежности и принимали те или иные меры для ее обеспечения. Однако делали они это обычно интуитивно, не производя необходимых предварительных расчетов, и поэтому узнавали о действительной надежности создаваемых ими изделий лишь после поступления их в эксплуатацию, т. е. тогда, когда изменить что-либо было уже поздно.
Поскольку в технических условиях на каждое разрабатываемое изделие точно оговаривались его основные технические характеристики, но, как правило, не указывался требуемый уровень надежности, конструкторы в погоне за получением необходимых технических параметров иногда сознательно ставили отдельные узлы и детали в более жесткие режимы работы, увеличивая тем самым возможность отказов и уменьшая надежность изделия.
Сейчас становится общепризнанным, что надежность разрабатываемого изделия должна задаваться наряду с остальными его техническими характеристиками, что конструктор должен одновременно решать две задачи: спроектировать изделие с заданными техническими параметрами и обеспечить его требуемую надежность, т. е. способность изделия сохранять эти параметры в течение требуемого периода эксплуатации.
Естественно, что конструктор начинает с решения вопроса об обеспечении заданных технических характеристик изделия, ибо если эти характеристики не могут быть получены, нет смысла решать остальные задачи проектирования. Однако, рассматривая различные возможные варианты решения, конструктор должен одновременно оценивать их и с точки зрения соответствия требованиям надежности, т. е. чтобы выбранный им оптимальный вариант конструкции обеспечивал не просто возможность выполнения изделием заданных функций, но и выполнение их в течение требуемого промежутка времени.
Но оценить надежность разрабатываемого образца значительно сложнее, чем его соответствие остальным техническим характеристикам. Она зависит от значительно большего числа факторов, чем любая другая требуемая техническая характеристика изделия. Так, например, если мощность радиопередатчика зависит от относительно небольшого числа его элементов, его надежность в той или иной степени зависит от работы почти всех механических и электрических частей передатчика.
Проверка большинства технических параметров изделия не представляет в большинстве случаев сколько-нибудь серьезных трудностей. Для проверки каждого из этих параметров существуют соответствующие измерительные приборы, для измерения мощности используются ваттметры, для проверки числа оборотов двигателя—тахометры и т.д. Чтобы оценить соответствие каждого технического параметра изделия требованиям технических условий, достаточно обычно проверки их мгновенных значений.
Иное положение при оценке надежности изделия. Каких-либо приборов-«надеждомеров», которые позволили бы измерять надежность так же, как, скажем, измеряется мощность или точность, не существует. Для оценки надежности изделия недостаточно проверки мгновенных значений его технических характеристик. Здесь появляется дополнительный параметр—время, в течение которого, эти характеристики могут сохраняться в процессе эксплуатации. Следовательно, испытания на надежность неизбежно становятся более сложными, длительными и часто связаны с полным разрушением испытываемого образца.
В этих условиях достижение высокого уровня надежности всех современных технических устройств и изделий возможно только при условии, что вопросы надежности будут постоянно находиться в центре внимания всех конструкторов, технологов, всего производственного и обслуживающего персонала, что надежность будет обеспечиваться и поддерживаться на всех этапах жизни изделия (в частности запорной и трубопроводной арматуры) — при его проектировании, производстве и эксплуатации.