Отсечная арматура (общие положения)

Рост объёмов трубопроводной транспортировки, как следствие длины трубопроводных «ниток»  в том числе магистральных трубо­проводов, сделало необходимым существование арматуры, предназначенной для моментальной блокировки аварийного участка трубопровода. Когда происходит быстрое по­нижение давления  из-за внештатной ситуации (утечка, разрыв трубы и т. д.), должна быть произведена отсечка аварийного участка, здесь-то как раз и приходят на помощь так называемые отсекатели (отсечная арматура).

Отсекателем может быть клапан, задвижка, кольцевая задвижка кран или заслонка при условии, что привод обеспечит быстрое срабатывание. В магистральных трубопроводах чаще всего для привода отсекателей используется энергия транспортируемой среды, но отсекатели могут работать и от других источников энергии (электропривод, пневмопривод и пр.).

Управление отсекателем может осуществляться с помощью автоматического устройства, срабатывающего, например, при рез­ком понижении давления, либо посредством дистанционного управ­ления из диспетчерского пункта.

Отсекатели могут быть использованы также для отключения участков трубопровода при ремонте, испытании или ликвидации аварии. Их устанавливают на магистральных трубопроводах через каждые 20—40 км.

 

Схемы отсекателей

 

  • На этом рисунке приведена схема использования крана в качестве отсе­кающего устройства. Кран имеет поршневой привод, действующий от давления газа, транспортируемого по трубопроводу.
  • На этом рисунке показана схема использования задвижки в ка­честве отсечного устройства. Срабатывание задвижки происходит при возникновении повышенной скорости среды в месте ее уста­новки, либо в случае возникновения обратного потока, при этом сама задвижка используется в качестве дифференциального измерительного устройства.

 

Гидравлический расчет отсекателей сводится к установлению пропускной способности арматуры и определению перепада давлений, при котором отсекатель должен сработать.