Рост объёмов трубопроводной транспортировки, как следствие длины трубопроводных «ниток» в том числе магистральных трубопроводов, сделало необходимым существование арматуры, предназначенной для моментальной блокировки аварийного участка трубопровода. Когда происходит быстрое понижение давления из-за внештатной ситуации (утечка, разрыв трубы и т. д.), должна быть произведена отсечка аварийного участка, здесь-то как раз и приходят на помощь так называемые отсекатели (отсечная арматура).
Отсекателем может быть клапан, задвижка, кольцевая задвижка кран или заслонка при условии, что привод обеспечит быстрое срабатывание. В магистральных трубопроводах чаще всего для привода отсекателей используется энергия транспортируемой среды, но отсекатели могут работать и от других источников энергии (электропривод, пневмопривод и пр.).
Управление отсекателем может осуществляться с помощью автоматического устройства, срабатывающего, например, при резком понижении давления, либо посредством дистанционного управления из диспетчерского пункта.
Отсекатели могут быть использованы также для отключения участков трубопровода при ремонте, испытании или ликвидации аварии. Их устанавливают на магистральных трубопроводах через каждые 20—40 км.
Схемы отсекателей
- На этом рисунке приведена схема использования крана в качестве отсекающего устройства. Кран имеет поршневой привод, действующий от давления газа, транспортируемого по трубопроводу.
- На этом рисунке показана схема использования задвижки в качестве отсечного устройства. Срабатывание задвижки происходит при возникновении повышенной скорости среды в месте ее установки, либо в случае возникновения обратного потока, при этом сама задвижка используется в качестве дифференциального измерительного устройства.
Гидравлический расчет отсекателей сводится к установлению пропускной способности арматуры и определению перепада давлений, при котором отсекатель должен сработать.