Силовой расчёт регулирующих клапанов
Регулирующие клапаны имеют два основных элемента: дросселирующее устройство в виде седла и плунжера и привод, служащий для перемещения плунжера. В некоторых случаях плунжер
перекрывает седло не непосредственно, а с помощью мембраны (мембранные или «диафрагмовые» клапаны) или шланга (шланговые клапаны). Если плунжер разгружен от усилий, создаваемых гидравлическим давлением среды, то силовая характеристика регулирующего клапана целиком определяется приводом. Если плунжер частично или полностью не разгружен и воспринимает давление среды, то он частично или полностью принимает на себя функции привода, и силовая характеристика регулирующего клапана определяется результатами совместного действия сил на плунжере и приводе.
Клапаны с приводом
Регулирующие клапаны могут управляться с помощью электромоторного исполнительного механизма либо пневматического или гидравлического (мембранного или поршневого) привода. Электромоторный привод осуществляет двустороннее движение шпинделя и не требует применения грузов или пружин. Мембрана и поршень обычно используются в регулирующей арматуре как источник одностороннего движения, для возврата требуется обеспечить силовое замыкание, что осуществляется грузом, пружиной или мембранным устройством с противодавлением. В качестве источника энергии для привода можно использовать либо давление сжатого воздуха специальной системы управления (регулирующие клапаны), либо давление рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу (регуляторы прямого действия).
Задача привода регулирующего клапана заключается в том, чтобы создать определенную зависимость
h = f (P),
где h — ход плунжера в мм.
Р — давление на приводе в кГ/см2.
Зависимость между давлением в трубопроводе и давлением на приводе обеспечивается в регуляторах непрямого действия соответствующей системой преобразования; в регуляторах прямого действия давление на приводе равно отрегулированному давлению в трубопроводе.
В регулирующем клапане в процессе регулирования все время обеспечивается равновесие между усилием привода (включая и усилие неуравновешенного плунжера) и усилием нагрузки, созданным грузом или пружиной.
Силовой расчет регулирующего клапана с мембранным приводом сводится к определению основных размеров мембраннопружинного привода и к выявлению нечувствительности клапана.
Давление воздуха над мембраной в процессе работы клапача изменяется от Р1 в начале хода до Р2 в конце хода. Каждой величине давления между Р1 и Р2 должно соответствовать определенное положение плунжера. При проектировании следует обеспечить с наибольшей точностью пропорциональную зависимость между приращением давления среды, действующей на мембрану, и приращением хода плунжера (т. е. приращением хода мембраны).
Характер регулирования режима движения среды по трубопроводу определяется характеристикой плунжера. Иногда в целях корректировки или изменения характера регулирования между мембраной и клапаном устанавливают преобразующий механизм.
Для расчета привода должны быть подготовлены данные о значениях P1 и Р2 величинах хода плунжера и перестановочного усилия Q. Давление Р1 представляет собой давление трогания с места и в существующих конструкциях принимается равным 0,2 кГ/см2. Давление Р2 принимается равным 1,0 кГ/см2.
Таким образом, Р2 — Р1 = АРд = 0,8 кГ/см2.
Величина АРд представляет собой диапазон изменения командного давления на приводе и равна изменению давления на мембране, необходимому для перестановки плунжера из одного крайнего положения в другое.
При выборе привода желательно использовать мембрану наименьшего диаметра, что обеспечивает возможность применения пружины с наименьшим усилием. Однако применение такой мембраны вызывает увеличение неравномерности движения плунжера в связи с большим влиянием изменения эффективной площади мембраны на усилие, передаваемое тарелкой, и увеличение зоны нечувствительности регулятора при тех же силах трения.
Необходимое перестановочное усилие определяется в зависимости от схемы работы регулирующего клапана: «нормально открыт» — схема НО или «нормально закрыт» — схема НЗ.
Для регулирующих клапанов, работающих по схеме НО, наибольшее необходимое перестановочное усилие привода (в конце хода без учета жесткости пружины) будет равно Q6 = APf-G+T кГ,
где АР — перепад давлений на плунжере, т. е. разность давлений до и после плунжера при закрытом его положении, в кГ/см2
f — неуравновешенная площадь давления среды на плунжер в см2;
G — вес деталей, соединенных со шпинделем и плунжером (грибок и др.), в кГ;
Т — сила трения в сальнике в кГ.
Регулирующий клапан не должен выполнять функции затвора, запорного органа, поэтому нет необходимости на уплотняющих кольцах создавать значительные удельные давления, обеспечивающие плотность клапана.
Для двухседельного клапана
f = 0,785 (D1 — D2) cm2,
где D1 — средний диаметр уплотняющего кольца большего седла (верхнее) в см;
D2 — средний диаметр уплотняющего кольца меньшего седла (нижнее) в см.
Наименьшее необходимое перестановочное усилие привода (в начале хода) без учета жесткости пружины равно
Qm = Т — G кГ.
Нечувствительность регулирующего клапана определяется разностью усилий, необходимых для перемены направления движения плунжера на обратное при одном и том же его положении. Нечувствительность создается силами трения в сальнике, в направляющих плунжера и внутренним трением в материале мембраны.
Наибольшая сила трения создается в сальнике, который в регулирующих клапанах с целью уменьшения трения конструируется таким образом, чтобы шток, проходящий через набивку, имел минимальный диаметр и был бы обеспечен смазкой.
Степень нечувствительности регулирующих клапанов с типовыми сальниками, а также мембранных шланговых клапанов не должна превышать 5%, а клапанов с фторопластовыми сальниками или с сильфонами — 3%.
Привод должен, как правило, обеспечивать пропорциональную зависимость между ходом и давлением над мембраной; однако в результате искажений характеристики пружины и характеристики мембраны, а также вследствие влияния неуравновешенности плунжера и действия других факторов линейная зависимость ход — давление искажается.
Отклонение фактической характеристики «ход плунжера — давление на мембране от линейной зависимости» носит название нелинейности. Степень нелинейности еЛ определяется отношением максимальной разности между фактическим ходом плунжера и теоретическим, соответствующим давлению на мембране, к полному ходу плунжера.
В серийных регулирующих клапанах степень нелинейности не должна превышать 5%.
В регулирующих клапанах с мембранным приводом и пружинной нагрузкой, снабженных позиционным реле, командное давление подается в позиционер, а на мембрану через позиционер подается управляющее давление, которое дросселируется в позиционере и подается на мембрану в отрегулированном виде. Оно увеличивается до тех пор, пока плунжер не станет в требуемое положение, соответствующее величине командного давления. Исходное управляющее давление, подводимое в позиционер, равно 2 кг/см.
При наличии позиционера степень нечувствительности клапана не должна превышать 0,5%, а степень нелинейности — не более 0,5%.
Влияние конструкции плунжера на работу клапана
Исследования работы регулирующих клапанов выявили влияние конструкции плунжера на работу клапана. Так, в двухседельных клапанах со стержневым плунжером, несмотря на статическую уравновешенность конструкции, при больших перепадах давлений плунжер в результате динамических воздействий среды испытывает значительные осевые усилия, что в конечном итоге искажает рабочую характеристику клапана. С целью повышения степени уравновешенности и улучшения технологичности конструкции применяются регулирующие клапаны с полым плунжером, на которых при работе хотя и возникает крутящий момент, но он сравнительно мало сказывается на работе регулятора. Вместе с тем следует иметь в виду, что стержневой плунжер более пригоден для работы на вязких и загрязненных средах.